АвтоВАЗ вытянут французы?
5 октября 2009
В правительстве придумали, как спасти АвтоВАЗ от надвигающегося банкротства. Как заявил в прошлую пятницу премьер-министр Владимир Путин, участие в финансировании компании должен принять альянс Renault-Nissan, владеющий ее блок-пакетом. Дескать, несправедливо, когда помощь оказывается только со стороны российского государства, а пользуются ею все акционеры. Также премьер предупредил, что если иностранцы откажутся выручать АвтоВАЗ, то их доля в предприятии может быть уменьшена.
Государство не устает изобретать рецепты, нацеленные на спасение АвтоВАЗа. Сначала речь шла о том, чтобы "капитализировать" задолженность предприятия. Например, завод мог бы выпустить облигации и расплатиться ими с госбанками-кредиторами.
Но на прошлой неделе премьер Путин выдвинул более радикальное предложение. В ультимативной форме он потребовал от альянса Renault-Nissan внести свой вклад в финансирование волжского автозавода.
- Мы пошли на то, что выделили первые 25 млрд рублей, и, по сути защищая их (Renault-Nissan. - "Известия") интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет. Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей, - предупредил Путин. Логично: если один акционер выделяет больше средств на развитие предприятия, чем другой, то его доля в капитале производителя должна вырасти.
Напомним, что этим летом производитель получил 25 млрд рублей господдержки и израсходовал их всего за пару месяцев. Деньги ушли на выплату долга перед поставщиками и банками. Сейчас АвтоВАЗ просит еще 12 млрд рублей, которые обещает потратить на выплаты компенсаций сокращаемым сотрудникам. Но этих денег все равно будет недостаточно. В компании принята инвестпрограмма на 2010-2014 годы, которая требует десятки миллиардов рублей. И здесь уже, похоже, придется раскошелиться иностранцам.
- В понедельник мы встречаемся с крупнейшими иностранными производителями автомобилей на территории России - и с Renault, и с Nissan - для того, чтобы с ними вместе обсудить те планы, которые у них есть в отношении АвтоВАЗа, - заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Выбор у иностранных акционеров в общем-то невелик. По мнению аналитиков ИК "Финам", события могут развиваться по двум сценариям. Первый - альянс согласится выделить АвтоВАЗу помощь, но необязательно в финансовом виде. Это могут быть различные патенты и доступ к современным технологиям. Все это придется тольяттинскому заводу очень кстати. В результате Волжский автозавод сможет радикально обновить свой модельный ряд и его машины перестанут быть пугалом для десятков миллионов российских автолюбителей.
Второй вариант - иностранцы начнут артачиться и выйдут из стратегического партнерства с АвтоВАЗом. Но в этом случае им придется зафиксировать убытки, ведь за год акции АвтоВАЗа подешевели в десять раз. Впрочем, Renault-Nissan еще может показать зубы. Имея 25% плюс одна акция АвтоВАЗа, акционер может попытаться заблокировать возможную допэмиссию компании.
На АвтоВАЗе, впрочем, уже не рассчитывают только на помощь со стороны иностранного совладельца или государства. Поэтому-то компания и объявила об отмене выплат бонусов топ-менеджерам и оптимизации штата. Ведь как ни крути, завод со стотысячным персоналом эффективно работать не может. Напомним, что в конце лета предприятие заявило о том, что готовит массовые увольнения, всего - 27,6 тысячи человек. Из них в этом году будут сокращены около 5 тыс. сотрудников.
- Преимущественно это люди пенсионного возраста, им будет предложено выйти на пенсию, а тем, кто находится в предпенсионном возрасте, - досрочно оформить пенсию, - пояснил Шувалов.
По его словам, всем выходящим на пенсию будет предложена временная работа - до двух лет - на АвтоВАЗе. А тем, кто пожелает открыть свое дело, правительство предоставит гранты и финансирование.
Алексей Аронов. www.izvestia.ru