История Государственного Технического Осмотра (ГосТехОсмотра)
Конструкторская документация на первый отечественный тормозной стенд была разработана в ЦКБ Минтранса РСФСР в 1972 году. Руководителем проекта был Валентин Карцев А ведущим конструктором Валерий Шишкин. Первые же стенды К 208 для диагностики легковых автомобилей и К 207 для диагностики грузовых автомобилей и автобусов, которые пошли в серию, были изготовлены на "Новгородском заводе ГАРО" и впервые демонстрировались на выставке "Автосервис - 73" в Москве, в Сокольниках. Стенд К 208 после выставки пошел в производство и выпускался малыми сериями В последствии был модифицирован в стенд К 486, затем в СТС 2. А стенд К 208 был выпущен в количестве 5 штук и больше не производился. Параллельно с этим, велись разработки тормозных стендов и в Киеве в ГосАвтоТрансНИИПроект, ведущий конструктор Гернер В.С. Здесь были разработаны стенды СТЛ и СТГ. Они так же выпускались малыми сериями и распределялись в основном по Украине. Так же велись разработки и в Челябинске в КТБЮУАТУ, которые возглавлялись профессором Прокопьевым В.Н., но они имели больше научно-исследовательский характер, так как здесь занимались созданием инерционного роликового тормозного стенда, который в широкой практике практически не применим. Так же шли и научные исследования по вопросу диагностирования тормозных систем автомобилей. Основными исследователями здесь были Бухарин Н.А. "Тормозные системы автомобилей", Клинковштейн Г.И. "Исследование тормозных качеств автомобилей в эксплуатации", Говорущенко Н.Я. "Основы эксплуатационной диагностики автомобилей", Суковицын В.И. и Гернер В.С. - создатели первого отечественного ГОСТа по диагностике тормозных систем автотранспорта. Но, к сожалению, большинство из вышеперечисленных наработок так и не было использовано на практике. Хотя, подписав Венскую конвенцию в 1977 году, СССР был обязан начать введения у себя системы подобной европейской. Но в силу того, что союз был государством, которое само определяло для себя правила, да и деньги все уходили на "оборонку" и на "космос", эта система так у нас и не была введена, хотя в некоторых ПАТП и таксопарках тормозные стенды были установлены, но в основном так, для "галочки", а не для реальной диагностики. Простой же автомобилист ничего о существовании подобного оборудования не знал, да и зачем ведь и так все проходили тот "пресловутый" техосмотр, если не честно, так по "блату". Но времена менялись…
И вот в Санкт-Петербурге, для решения назревшей в тот момент проблемы гостехосмотра, решили обратиться к передовому европейскому опыту, в частности к немецкой системе TUV и попробовали перенести ее в российскую действительность. Для этого, при поддержке Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, была спроектирована, и в 1997 году построена первая в Санкт-Петербурге и одна из первых в России станций по проведению государственного технического осмотра по новым методам. Для контроля исправности важнейших узлов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, было установлено диагностическое оборудование известной европейской компании. Применение немецких технологий и оборудования позволило организовать этот процесс в соответствии с принятыми в Европе стандартами. На этой станции, впервые в России, при помощи современного диагностического оборудования проверялось множество очень важных для обеспечения безопасности дорожного движения параметров - схождение колес и увод автомобиля во время движения, соответствие показаний спидометра реальной скорости автомобиля, состояние и работа амортизаторов, состояние тормозной системы, сила света фар и правильность их регулировки, а так же состояние рулевого управления, подвески и экологических показателей автомобиля. Значения этих параметров прямо с измерительных приборов поступали в компьютер и печатались на специальном бланке, который и служил госавтоинспектору основанием для выдачи специального талона о прохождении техосмотра. Применение современного оборудования и технологий, позволило до минимума сократить число обслуживающего персонала и в то же время намного увеличить пропускную способность станции, - ведь для полной проверки автомобиля требовалось теперь всего около десяти минут! Но самое главное - это то, что новая станция позволяла решить самую главную проблему - обеспечить объективное и точное диагностирование транспортных средств, а тем самым и их безопасность на дороге. И не случайно, занимавший в то время должность вице-премьера и министра внутренних дел Анатолий Куликов, посетив станцию высоко оценил ее работу как первый российский опыт сотрудничества государственных структур с предприятиями других форм собственности. Эта высокая оценка привела к принятию в 1998 году Постановления правительства Российской Федерации № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств", в соответствии с которым, петербургский опыт получил всероссийское признание и поддержку.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N880 от 31.07.1998 года и Приказом МВД РФ N190 от 15.03.99 в России начала вводиться новая программа по проведению ежегодного государственного технического осмотра с использование средств технического диагностирования, говоря простыми словами, проверка автомобилей с помощью специальных приборов и диагностических стендов. Эта программа опирается как на уже имеющиеся наработки отечественных исследователей, так и на достижения европейского опыта. В первую очередь она направлена на обеспечение точного диагностирования основных узлов и агрегатов автомобиля, отвечающих за безопасность его на дороге. В то же время она направлена и на развитие частного бизнеса. По установленным правилам ГТО организуется и проводится ГИБДД. Место проведения может представлять собой стационарную станцию ГИБДД, передвижной пункт государственного технического осмотра ГИБДД или специальную площадку ГИБДД, а также, и здесь это важно, специализированную производственно-техническую базу юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке на конкурсной основе привлекаемого ГИБДД к участию в проверке технического состояния с использованием средств технического диагностирования при осмотре транспортных средств.
Но время идет и техосмотр, как это раньше говорилось, ускоренными темпами "шагает" по стране. Программа развития государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования планирует введение по России порядка 2500 станций, оснащенных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001. На данный момент в целом по Российской Федерации работают:
- 86 станций принадлежащих непосредственно ГИБДД, на которых используются 91 линия диагностики легковых автомобилей, 30 линий диагностики грузовых автомобилей, 44 универсальных линии диагностики;
- 162 передвижных пункта ГТО принадлежащих ГИБДД, на которых используются 12 линий диагностики легковых автомобилей, 1 линия диагностики грузовых автомобилей, 149 универсальных линии диагностики;
- 763 пункта ГТО, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, на которых используются 481 линия диагностики легковых автомобилей, 152 линии диагностики грузовых автомобилей, 350 универсальных линии диагностики;
Из приведенных выше цифр видно, что в настоящее время количество станций по проведению ГТО, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, превышает в 3 раза количество станций и передвижных пунктов ГИБДД.
Общая пропускная способность всех имеющихся на данный момент станций составляет 11 млн. проверок ТС в год. Из них в год на станциях, принадлежащих ГИБДД можно выполнить более 1,9 млн. проверок ТС, на передвижных пунктах - около 1,5 млн. проверок, а на станциях, находящихся в частной собственности - более 7,7 млн. проверок. Расчеты показывают, что в 2002 году была проведена проверка технического состояния с использованием средств технического диагностирования в отношении примерно 40% всего парка зарегистрированных автотранспортных средств.
В то же самое время 19 субъектов Российской Федерации еще не приступили к введению у себя этой программы. А это, как показывают данные статистики, достаточно серьезная проблема. За последние 5 лет общее количество автомототранспортных средств увеличилось на 10%, а численность легковых Автомобилей выросла на 34%. По срокам эксплуатации и величине пробега этот автопарк крайне не однороден. Обновление парка ТС в Российской Федерации происходит крайне медленно. В то время как эксплуатация автомобилей, которые находятся за пределами допустимых моторесурсов, установленных предприятиями-изготовителями, очень часто имеет место. Но необходимо понимать, что неисправные машины представляют опасность не только для самого водителя, но и для всех участников дорожного движения.
А ведь по существующему закону владельцы частного автотранспорта обязаны предъявлять свои машины к техническому осмотру раз в год. Несоблюдение этого правила приводит к нарушению ст.114 административного Кодекса РФ, но что самое опасное это приводит к авариям и пострадавшим на дорогах. Согласно материалам НИЦ ГИБДД МВД Российской Федерации, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств является причиной 4% дорожно-транспортных происшествий, а в 10% случаев существенно увеличивает тяжесть их последствий. В то же время приведенные показатели, характеризующие ДТП из-за технической неисправности транспортных средств, нельзя признать объективно отражающими реальное положение. Это связано с невозможностью, в ряде случаев, определить реальное техническое состояние автомобиля в момент совершения ДТП, а также с определенными недостатками существующей практики их документирования и анализа. Реальная цифра происшествий, где неудовлетворительное техническое состояние является как прямой, так и сопутствующей причиной ДТП, превышает указанную выше цифру более чем в 5 раз. За сухими цифрами стоят гибель и увечья людей, большой материальный ущерб. С учетом ежегодного прироста автомобильного парка, ожидается увеличение указанных выше цифр.
И в сложившейся ситуации основным методом борьбы за безопасность на дороге является ежегодный государственный технический осмотр.
По данным НИЦ ГИБДД в 2001 году при ГТО признано неисправными более 4 млн. (4.923.235 ед.) автомобилей, что составляет более 18% от общего числа представленных ан гостехосмотр транспортных средств. При этом из каждых 100 легковых автомобилей - 15 являлись неисправными, из 100 автобусов - 15, из 100 грузовых автомобилей - 18, из 100 мотоциклов - 31.
Необходимо при этом отметить, что следствием неформального отношения к проверке технического состояния и оборудования автомобилей на соответствие требованиям правил, нормативов и стандартов со стороны ГИБДД, использования при ГТО средств технического диагностирования явилось сознательное игнорирование значительным числом автомобилистов обязанности по предоставлению транспортных средств на государственный технический осмотр.
По статистике последних лет на государственный технический осмотр ежегодно не представляется около 20% зарегистрированных транспортных средств. Более того, только в 2001 г. на дорогах страны выявлено свыше 3 миллионов автомобилей, не прошедших ГТО.
И последнее историческое событие в развитии гостехосмотра в России, которое можно сказать произвело "фурор", это принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), утвержденного Президентом России, и вступившего в силу с 01 июля 2002 года. В результате его принятия возникла просто конфликтная ситуация, как это у нас часто бывает в России.
Причиной тому послужила часть 3 статьи 12.1. "Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке"", автором которой явился В. Похмелкин, депутат государственной думы и председатель Движения автомобилистов России. В ней сказано: "Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом".
В выделенном нами фрагменте статьи 12.1. Кодекса смущают как минимум два момента. Во-первых, понятие "инструментальная проверка" не содержится ни в одном из нормативных актов: ни в Постановлении Правительства №880 "О порядке проведения государственного технического осмотра" от 31.07.1998 г., ни в ГОСТ Р 51709-2001, устанавливающем требования к техническому состоянию транспорта и методы их проверки при ГТО, ни в Приказах МВД РФ. Следует ли понимать, что с даты введения в действие нового КоАП на территории Российской Федерации запрещается использование любых инструментов, оборудования и средств измерений для проверки соответствия технического состояния автомобиля действующим нормативам?
Во-вторых, ГОСТ, регламентирующий методы проверки состояния автотранспорта, предписывает использование целого ряда специальных приборов, диагностических стендов и инструмента при проведении государственного технического осмотра. Действующий в настоящее время ГОСТ полностью соответствует международным обязательствам, принятым на себя Россией в 1977 году в связи с подписанием Венской Конвенции "О дорожном движении".
И самое главное то, что КоАП, нормативно-правовой акт, устанавливающий основания и порядок привлечения к административной ответственности, в главе об административных правонарушениях в области дорожного движения содержит совершенно неуместный абзац, где "запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности". Консультации с ведущими правоведами показали, что порядок проведения техосмотра не может регулироваться Кодексом об административных правонарушениях. В результате лицам, причастным к техосмотру, был неясен смысл приведенного выше абзаца статьи 12.1. Кодекса и его влияние на дальнейшую судьбу техосмотра в России. Тогда был направлен запрос в НИЦ ГИБДД, и вот что выяснилось.
По словам руководителей НИЦ ГИБДД это досадное упущение, которое вскоре будет исправлено. Со стороны ГИБДД уже подготовлены две поправки в КоАП, которые направлены на рассмотрение в Государственную Думу, и скоро должны быть приняты. И второе Постановление Правительства РФ N880 от 31.07.1998 года и Приказ МВД РФ N190 от 15.03.99 никто не отменял, и ГИБДД будет строго следить за их выполнением.
Так что можно сказать, что система развивается и уже приносит свои положительные результаты.
по материалам интернет-проекта ©"Гостехосмотр"